О чем говорит цвет свечи

Справа сломанный изолятор

По какой-то непонятной причине, людям свойственно верить в мифы, ритуалы с бубном и рассказы дяди Валеры, который охраняет гаражный кооператив, но когда-то в молодости отжигал на «Яве» и был первым парнем в деревне. Это можно было бы оправдать отсутствием доступной информации лет 30-40 назад, но даже сейчас, при наличии литературы и доступа в интернет, многие продолжают верить в откровенный бред, а вдобавок умудряются его тиражировать, забивая не самые светлые головы подрастающего поколения.

Данная статья – очередная попытка раскрытия темы цвета свечей зажигания. Поговорим о том, какой должен быть цвет свечей, о чем он говорит, а главное, когда и куда смотреть.

Когда и для чего нужно смотреть для свечу

Большинство адекватных людей выкручивает свечу зажигания, чтобы определить качество воздушно-топливной смеси, при остывшем двигателе. Оптимистично надеяться, что хотя бы половина этих людей понимает, что цвет свечи говорит о качестве воздушно-топливной смеси в среднем диапазоне оборотов двигателя. Ну и чтобы не терять веру в человечество, попробуем заставить себя поверить в то, что хотя бы десятая часть из этих людей знает, что нужно делать с мотоциклом, чтобы осмотр свечи показал хоть какой-то результат.

Двигатель должен работать в среднем диапазоне оборотов
Двигатель должен работать в среднем диапазоне оборотов.

Что делаем изначально? Проверяем воздушный фильтр, грязный меняем или чистим. Кладем в карман свечной ключ. Выбираем маршрут общей протяженностью с десяток километров. Маршрут должен быть максимально разгруженный, ни пробок, ни светофоров, и в идеале должен проходить по свободному от движения шоссе. Итак, завели мотоцикл, докурили сигарету, натянули шлем, поехали. Держим двигатель в стабильных средних оборотах, не спешим. Проезжаем весь запланированный маршрут, останавливаемся у обочины и сразу же глушим двигатель, не давая ему работать на холостых оборотах.

Двигатель после поездки, будет не комнатной температуры, касается это как двигателей с воздушным охлаждением, так и двигателей с «водянкой». Закуриваем, ждем, когда двигатель остынет до температуры, когда за голову можно будет держаться голой рукой без дискомфорта. Только после того, как двигатель остыл, можно выкрутить свечу зажигания.

Держать двигатель на средних оборотах необходимо потому, что мы как раз и пытаемся выяснить качество воздушно-топливной смеси в среднем диапазоне работы двигателя. Если по финалу поездки вы дадите двигателю поработать на холостых, то вы увидите стабильно черную свечу, так как на малых оборотах она не будет очищаться. По этой же причине повысив обороты до максимальных, вы «продуете» свечу и, как результат, увидите белый, либо нормального цвета изолятор.

Качество воздушно-топливной смеси по цвету свечи можно определить только на средних оборотах и для средних оборотов.

Выкручивать свечу из горячего двигателя нельзя ни в коем случае. Во-первых, при нагревании происходит расширение металлов и можно повредить резьбу. А во-вторых, глупо ожидать, что выкрученная из горячего двигателя свеча окажется холодной, а нам ее еще держать вот этими самыми пальцами и смотреть на изолятор.

Куда смотреть?

Свеча выкручена и вроде бы понятно куда смотреть, но многие смотрят все равно не туда. Нас не интересует поверхность юбки, на которой нарезана резьба. На ней вы не только увидите нагар, но и даже следы масла и это нормально. Интересует нас только керамический изолятор центрального электрода. Именно на него нужно смотреть, ну и еще на сами электроды, но об этом чуть позже.

Красный цвет или кирпичный цвет изолятора свечи

Видимо кто-то когда-то сказал, что это нормально, все это подхватили. И до сих пор многие плюются на карбюраторы потому, что так и не удается получить того самого «кирпичного» цвета. О чем говорит кирпичный цвет изолятора? А говорит он только о том, что в бак вам залили не бензин, а ослиную мочу с кучей присадок, продукты горения которых как раз и окрасили изолятор в тот самый кирпичный цвет. Чаще всего, вместе с изолятором покрывается красный налетом и боковой электрод.

Справа как раз свеча, которая поджигала не воздушно-топливную смесь, а ослиную мочу
Справа как раз свеча, которая поджигала не воздушно-топливную смесь, а ослиную мочу.

Белый или светло-серый цвет изолятора

Такой цвет говорит о бедной смеси, то есть много воздуха и мало бензина. Ничего страшного в этом нет, если обнаружить вовремя. Добираемся до иголки карбюратора и перемешаем стопорное кольцо на одно деление вниз, тем самым увеличивая количество бензина в воздушно-топливной смеси. Повторяем поездку, держа двигатель на средних оборотах, смотрим на свечу, если ситуация изменилась незначительно, то переставляем стопорное кольцо на еще одно деление вниз. Если деления закончились, а смесь все еще бедная придется менять жиклер на размер больше.

Белый изолятор - показатель того что смесь бедная.
Белый изолятор – показатель того, что смесь бедная.

Изолятор черный

Черный цвет изолятора свечи говорит о богатой воздушно-топливной смеси. Исправляем ситуацию аналогично предыдущему пункту, только теперь стопорное кольцо нужно переставлять не вниз, а вверх. Если переставлять уже некуда, а свеча все равно черная – меняем жиклер на меньший размер.

Черные изоляторы - признак богатой смеси
Черные изоляторы – признак богатой смеси.

Светло-коричневый цвет изолятора свечи

Если изолятор светло-коричневого или карамельного цвета, а при идеальном топливе цвета какао с молоком, то воздушно-топливная смесь близка к оптимальной. Цвет может быть неоднородным. То есть, с одной стороны изолятора цвет светло-коричневый, а с другой стороны изолятор белый. Или же с одной стороны цвет более насыщенный, а с другой нормальный. В этом ничего страшного нет. Сгорание смеси происходит неравномерно, то есть такая разбежка по цветам говорит лишь о незначительном отклонении воздушно-топливной смеси в ту или иную сторону. Можно попытаться исправить этот момент, но чаще всего только одной перестановкой стопорного кольца на иголке не обойтись и придется подбирать оптимальный по размеру жиклер и от него уже выставлять иглу. Процесс этот долгий, утомительный и в нем нет большой необходимости.

Справа свеча с "правильным" цветом изолятора, но с полностью изношенными электродами.
Справа свеча с “правильным” цветом изолятора, но с полностью изношенными электродами.

На изоляторе свечи масло

Если на изоляторе свечи вы обнаружили масло, и оно присутствует между изолятором и юбкой свечи, то это говорит об износе маслосъемных колпачков, износе или залегании поршневых колец. В последнем случае, чаще всего, можно увидеть белые «сталактиты» и на изоляторе, и на обоих электродах.

На изоляторе явно видны вкрапления металла

Ни о чем хорошем это не говорит. В ближайшее время двигатель потребует капитального ремонта. Исключение разве что составляют двигатели не самого высокого качества, которые не прошли первичную обкатку на заводе. Во время начала обкатки, на свечах можно заметить такие вкрапления.

Отсутствует изолятор или он треснут

Такое состояние свечи говорит о том, что свеча была выбрана с неверным калильным числом, либо же просто бракованная. Сам изолятор мог вылететь в выпускной коллектор и вам очень сильно повезло, мог раскрошится в пыль и стать абразивом для поршневой, мог застопорить клапан… в общем, включаем нейтралку и неспеша катим на дефектовку двигателя.

Так должны выглядеть свечи про нормальной воздушно-топливной смеси
Так должны выглядеть свечи при нормальной воздушно-топливной смеси

Состояние электродов свечи зажигания

Обращать внимание нужно и на сами электроды. Помимо контроля зазора между ними нужно смотреть на их рабочие поверхности, на которых постепенно появляется «выработка» в виде углублений или скосов по одной из сторон. При значительном износе, такая свеча тоже идет под замену.

Подведем итог всему написанному выше. Цвет свечи говорит о качестве воздушно-топливной смеси только на оборотах двигателя в среднем диапазоне. Регулировка, в большинстве случаев, не отнимает много сил и не требует спец. инструмента или каких-то особенных навыков. Все что требуется для правильного «диагноза» и «лечения» проблемы – это следовать нескольким простым правилам.

Распространите среди жильцов вашего подъезда (с)

Использованы фотографии: drive2.ru

Реклама